Вы наверняка не раз слышали, что компьютерные игры вредны. Они разрушают мозг, превращают вас в жестоких серийных убийц и асоциальных личностей… Этот список можно продолжить. Пугать у нас любят. Родители жалуются на то, что их дети проводят слишком много времени у мониторов, ощутимо тупея.

Теперь представьте, что всё это неправда. Так, по крайней мере, считают некоторые психологи. Это наверняка покажется кому-то нелогичным и контрпродуктивным, но эти люди пытаются понять, как можно использовать компьютерные игры для улучшения психического здоровья, в особенности у детей и подростков.

Статистика утверждает, что всего около трети американских подростков, страдающих психическими расстройствами, получают медицинскую помощь. Это может быть связано с беспокойством родителей относительно стоимости лечения, которая часто не покрывается страховкой, а также с боязнью самих детей заполучить клеймо «психа, состоящего на учёте у врача».

Поэтому психологи посчитали, что существует другой способ помочь этим людям — с помощью компьютерных игр. Тем более что они, игры, давно охватили подавляющее большинство населения в технологически развитых странах мира. Исследования показывают, что в тех же США более 90% детей и подростков в возрасте от 2 о 17 лет играют в них. Общество не возражает против этого явления, к тому же они сравнительно недороги. Ну и, наконец, так как дети играют в них дома, они сохраняют полную анонимность, не привлекая к себе нежелательного внимания со стороны сверстников.

Немаловажно также то, что компьютерные игры — это лёгкий процесс, доставляющий удовольствие. Лечение, конечно, не обязано приносить веселье и чаще всего делает ровно обратное, но наслаждение деятельностью увеличивает мотивацию к её продолжению. А это значит, что некоторые игры обладают гигантским потенциалом в области лечения психических расстройств.

И, как выясняется, у них действительно есть терапевтический эффект. Результаты исследований в соответствующей области пока только предварительны, однако некоторые из них говорят о том, что специально разработанные игры помогают в лечении заболеваний лёгкой и средней тяжести. Большая часть подобных игр разработана на основе уже существующих методов лечения, вроде когнитивно-поведенческой терапии (старый добрый разговорный жанр, пытающийся помочь пациенту идентифицировать или изменить доставляющие неприятности мысли и образцы поведения).

Так, например, исследователи из Новой Зеландии создали игру «SPARX» для лечения депрессии. В её процессе дети узнают, как успокаиваться, взаимодействовать с окружающими людьми, справляться со сложными эмоциями и трудными ситуациями. То есть это ровно то, что делает обычный психотерапевт, но всё замаскировано под интерактивную компьютерную игру в стиле фэнтези.

Разработчики игры на примере 200 детей сравнили терапевтические результаты своего продукта с таковыми, полученными обычными психотерапевтами. Выяснилось, что обе группы продемонстрировали схожие улучшения. Это доказало, что «SPARX» обладает той же эффективностью, что традиционные методы лечения. Примерно такие же результаты были показаны игрой, которая называется «MindLight». По её сценарию игрок перемещается по пугающему особняку, обучаясь управлять страхом и уровнем беспокойства. Предварительное тестирование 174 детей, игравших в «MindLight», показало, что 6 сеансов игры в неделю дают те же результаты, что 8 сеансов обычной когнитивно-поведенческой терапии за тот же самый промежуток времени. Похожие исследования проводились и для игр, разработанных для взрослых пациентов. Результаты оказались столь же положительными.

Все эти данные должны быть подтверждены в ходе независимой экспертизы, то есть специалистами, не участвовавшими в разработке игр. Только после этого они могут быть рекомендованы для использования в качестве лечебного средства. Тем не менее, обнадёживающие предварительные результаты сподвигли разработчиков на создание игр, лечащих от целого спектра психических расстройств — от разного рода пристрастий до переедания и СДВГ (синдром недостатка внимания и гиперактивности). Есть даже такие смелые проекты, как лечение психоза! Кроме того, специалисты разрабатывают социальные сети для поддержки пациентов и интегрируют компьютерные игры в терапевтические программы.

Следует также отметить, что не каждый такой проект нужно начинать с нуля и чистого листа. Согласно некоторым изысканиям, простые казуальные игры вроде «Peggle» и «Bejeweled» могут улучшать настроение, то есть в перспективе — справляться со стрессом и даже депрессией. При правильном подходе можно найти игры для лечения даже такой болезни, как посттравматическое стрессовое расстройство.

В ходе одного исследования, датированного 2010 годом, исследователи попросили 60 здоровых людей посмотреть очевидно неприятный фильм, после чего участники эксперимента либо играли в тетрис, либо в словесные игры, либо не играли вовсе. В течение последующей недели наименьшее количество неприятных воспоминаний о просмотренном фильме сохранилось у той группы, что играла в тетрис. По мнению учёных, это может быть связано с тем, что зрительные игры вроде тетриса каким-то образом воздействуют на участки долговременной памяти, хранящие неприятные «картинки». Однако эта гипотеза ещё требует подтверждения на примере людей, которые прошли через шокирующие испытания в реальной жизни. Отметим, кстати, что по результатам одного эксперимента словесные игры показали увеличение количества неприятных воспоминаний, поэтому выбор жанра имеет довольно большое значение.

Ни одно из этих исследований не ставит под сомнение результаты другого, более раннего научного труда, выяснившего, что компьютерные игры, особенно те, в которых много насилия, могут увеличивать уровень стресса и агрессии у некоторых представителей человеческого сообщества. Поэтому если врачи хотят использовать этот продукт в терапевтических целях, им придётся проявлять осмотрительность в выборе инструментов и методов их применения. Кроме того, им нужно будет принимать во внимание, что люди не похожи друг на друга. У каждого из нас свой характер, образ мышления и темперамент, поэтому даже специально созданные терапевтические игры, скорее всего, не будут одинаково эффективны для всех и каждого.

Как бы то ни было, результаты описанных сегодня предварительных исследований вызывают живой интерес среди психологов, особенно тех, кто работает с детьми и подростками. Во многом потому, что психические расстройства становятся всё более серьёзной проблемой для этой возрастной категории. По некоторым оценкам, за последние десятилетия количество детей, страдающих депрессией и повышенной тревожностью, выросло в технологически развитых странах на 20-30%. Традиционные методы лечения отличаются неплохой эффективностью, но они часто не доходят до тех пациентов, которые нуждаются в них.

Поэтому перспективы у компьютерных игр как средства терапии есть, и немалые. Для того чтобы они утвердились в этом качестве, нужно проделать ещё огромную работу, но мы будем надеяться, что они со временем сделают наших детей более счастливыми и здоровыми.