Открытие проливает новый свет на сроки ранней миграции людей.
От человека, жившего в промежутке между 177 000 и 194 000 тысячями лет назад в пещере на склонах горы Кармель нынешнего Израиля, мало что осталось. Только левая половина верхней челюсти, некоторые фрагменты неба, скулы и пол носовой полости с полным набором верхних левых зубов. Найденные фрагменты костей означают, что современные люди, вероятно, нашли свой путь в юго-западную Азию примерно на 40 000-50 000 лет раньше, чем ранее предполагалось благодаря находимым ископаемым доказательствам.
Для людей того времени Левант был воротами за пределы Африки. Когда, обнаруженный учеными, ископаемый человек, названный «Мислия-1», и его спутники прибыли в этот район, они оказались бы рядом с неандертальцами. Оба вида жили там же, где когда-то проживали Homo erectus, ранний предок человека, достигший южной Евразии 1,75 миллионов лет назад. Понимание того, какие виды жили здесь — и когда — имеет решающее значение для восстановления истории миграций наших предков.
Кто, где и когда
Останки, найденные на израильской горе Кармель, явно относятся к нашему виду, и «Мислия-1» определенно является человеком, а не неандертальцем или ранним гоминидом, таким как Homo erectus. Форма челюсти и носового пола выглядят отчетливо человеческими, на это указывают также форма и расположение зубов. Наличие останков Мислии-1 в пещере приводит ископаемые данные в соответствие с генетическими исследованиями, которые показывают, что современные люди сначала скрещивались с неандертальцами около 200 000 тысяч лет назад где-то за пределами Африки.
«Тот факт, что разные варианты доказательств (останки, археология и генетика) не выстраиваются идеально, отчасти объясняется неполнотой их соответствующих записей», — говорит антрополог Джулия Голуэй-Винам из Музея естественной истории Великобритании. «Тем не менее, можно уверенно утверждать, что случай с находкой останков Мислии-1, когда новые открытия дополняют другие недавние открытия, помогает нам понять эволюцию Homo sapiens».
Чтобы точно установить возраст находки, авторы работы датировали останки и орудия сразу тремя методами. Во-первых, уран-ториевым методом: они сравнили концентрацию урана-234 в костях с концентрацией тория-230 там же. Указанный изотоп урана может попасть в кости только при жизни, а после смерти распадается в торий с фиксированной и известной скоростью. Сравнив их концентрации, автоматически получают возраст костей.
Второй метод датировки предполагает подсчёт количества атомов с неспаренными электронами в костях. Количество таких атомов связано со сроком, который кость провела при типичном для данного района уровне радиационного фона. При жизни биохимия костей не позволяет атомам с неспаренными электронами накапливаться в них, зато после смерти на их концентрацию ничего не влияет и она работает как довольно точные «часы». Оба метода показали, что кости имеют возраст 177–194 тысячи лет. И в третьей лаборатории использовалась термолюминесценция орудий, совпавшая с этими датами. Все три метода подтвердили одно и то же: останки Мислии-1 удивительно старые.
Старый, но хитрый
Орудия труда, найденные рядом с Мислией-1, используют технику леваллуа, которая представляет собой довольно сложный способ изготовления каменных инструментов. Техника леваллуа предполагала скалывание качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки. Подготовка производилась путём радиальных сколов по краям и оформления одной или двух ударных площадок. В результате образовывался дисковидный «пренуклеус», напоминающий панцирь черепахи. Затем из средней части отщеплялось 1—3 орудия. Далее могли снова подправить полученное ядрище или «нуклеус» и произвести следующие скалывания орудий.
Археологи нашли даже более старые примеры леваллуа в Африке, на участках от Кении до Марокко, связанных с современными человеческими останками. Антрополог Исраэль Гершковиц из Тель-Авивского университета говорит, что новая находка предполагает, что этот метод создания инструментов — это человеческое новшество, которое, возможно, было принято неандертальцами, хотя пока слишком рано утверждать данную теорию.
Считается, что неандертальцы уже делали каменные орудия таким способом задолго до времени, когда проживал Мислия-1, к примеру можно привести мустьерскую культуру. Но более старые инструменты леваллуа, датируемые между 190 000 и 260 000 тысячами лет назад, были найдены в пещерах недалеко от Мислии-1. Но поскольку они не были связаны с остатками скелета, трудно сказать, кто их создал.
«Конечно, очень интересно было бы понять, леваллуа была развита в одном месте и распространилась по многим регионам, или независимо друг от друга развилась в разных местах», — говорит Голуэй-Винам. «Но археологи еще не знают, была ли эта техника разработана одним видом, а затем вдохновила других или независимо от других, была развита самостоятельно».
Волны миграции
До Мислии-1 самые старые окончательно человеческие останки за пределами Африки составляли останки в возрасте от 90000 до 120 000 тысячелетних останков из двух других израильских пещер, Джебель-Кафзе и Схул. Несколько зубов и частично череп из двух других пещер в этом районе датируются 400 000 тысячами лет, но они, похоже, принадлежат к более раннему человеческому предку.
Исследователи полагают, что на самом деле это были разные волны человеческой экспансии в регионе, где климат сильно варьировался во времена палеолита. Между 244 000 и 190 000 тысячами лет назад, несколько периодов изменения климата, возможно, сделали Левант гостеприимным местом для миграции людей.
«Но были и суровые периоды до и после этого времени, а это означало, что регион, вероятно, чаще всего был «бульваром разбитых грёз», нежели раем для предков современного человека», — говорит Голуэй-Винам и антрополог Кристофер Стрингер, из Музея естественной истории, комментируя выводы Хершковица. Это означает, что останки Мислии-1, вероятно, не были напрямую связаны с людьми, которые позже жили в пещерах Джебель-Кафзе и Схул.
И Голуэй-Винам предполагает, что в регионе, возможно, была еще более ранняя волна миграции людей, о которой мы еще не нашли доказательств. «Конечно, теперь, когда у нас есть доказательства миграции человека в Леванте около 180 000 тысяч лет назад, это делает сценарий более ранней экспансии в регионе современного человека в регионе более правдоподобными».